Останется ли Арктика "территорией диалога" в контексте всё более отдаляющихся друг от друга приоритетов основных игроков?

26 октября 2020 г. была утверждена Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности до 2035 г.

 

🔹 Ожидалось, что в обновлённой версии Стратегии Россия будет уделять больше внимания новым вызовам и угрозам, которыми характеризуется Арктика. Однако, по сравнению с предыдущей версией, риторика стала даже жёстче: впервые в качестве особенности региона вынесен рост конфликтного потенциала, отдельная статья посвящена обеспечению военной безопасности России в Арктике. В то время, как другие арктические и приарктические государства делают акцент именно на невоенных угрозах безопасности в регионе, Россия продолжает стабильно наращивать там свой военный потенциал.


Стоит отметить, что хотя все невоенные угрозы в регионе идут в фарватере климатических изменений, арктические государства смотрят на них по-разному.


🇳🇴 🇩🇰 Скандинавская часть Арктики в лице Норвегии и Дании высказывает наибольшую озабоченность экологическими угрозами: продолжающимся сокращением льда в акваториях Северного Ледовитого океана, повышением уровня Мирового океана, таянием вечной мерзлоты и рисками установления более хаотичного климата во всём мире.


🇨🇦 Канаду больше интересуют угрозы коренным народам, являющиеся следствием климатических изменений.


🇺🇸 В период нахождения у власти администрации Д. Трампа значение военного присутствия США в Арктике усилилось, поскольку президента мало интересовали вопросы климатической повестки. ВВС США разместили на Аляске больше истребителей пятого поколения, чем в любом другом месте на планете, а ВМС США вновь активизировали работу Второго (Атлантического) флота, в задачу которого входит патрулирование Северной Атлантики. Вновь избранный президент Дж. Байден намерен вернуть государство на международную экологическую арену, однако усиленный во время президентства Трампа американский военный потенциал в регионе, очевидно, останется прежним.


🇷🇺 Россия же не уделяет особого внимания вопросам климата и экологии, продолжая, как и прежде, делать акцент на социально-экономической проблематике. В российской парадигме безопасности экологический аспект не играет существенной роли. Несмотря на то, что в Стратегии развития Арктической зоны он вынесен в самостоятельную статью, заявления носят, в основном, декларативный характер. Арктика также не упоминается в ряде федеральных законов, имеющих по своей сути непосредственное к данному региону отношение, например, в ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» и ФЗ «О недрах».


❓ Сложившаяся ситуация влечёт за собой закономерный вопрос: останется ли Арктика "территорией диалога" в контексте всё более отдаляющихся друг от друга приоритетов основных игроков?